Перейти к материалам
истории

Такой парень Умер Леонид Куравлев. Антон Долин вспоминает актера, ставшего культурным достоянием страны

Источник: Meduza
Николай Малышев / ТАСС

30 января 2022 года в возрасте 85 лет умер народный артист РСФСР Леонид Куравлев. С начала января он лечился от пневмонии в московской клинической больнице № 40 в Коммунарке, а после выписки его отправили в один из московских хосписов. Антон Долин вспоминает творческое наследие артиста, который умел запомниться не только своими большими работами, но и неизменно яркими эпизодическими ролями.

Казалось, народный типаж. Казалось, характерный актер. И то, и другое не совсем точно. Во-первых, Леонид Куравлев — никакой не типаж: его будто вечно удивленное выражение лица, беззащитно-наглый взгляд, тембр голоса были уникальны. Он быстро, совсем молодым, еще в 1960-х, стал не просто актером, а культурным достоянием — как Юрий Никулин или Евгений Леонов. Во-вторых, и «характерность» его была слишком многоплановой, неочевидной. Несомненно, Куравлев вышел из так называемых низов: папа был слесарем, мама работала в парикмахерской, в школе учился ниже среднего, во ВГИК поступил наудачу, наобум, со второго раза. Но его особое дарование заметили сразу, и самые лучшие. Свои первые роли Куравлев сыграл у Андрея Тарковского, в его совместной с Александром Гордоном студенческой картине «Сегодня увольнения не будет…» (1959), и у Василия Шукшина в его дипломе «Из Лебяжьего сообщают» (1960).

С Шукшиным, в честь которого артист позже назвал сына, его связали особые отношения. Роль водителя Пашки Колокольникова в дебютной картине режиссера «Живет такой парень» (1964) стала для Куравлева судьбоносной, определяющей для карьеры и образа простого парня, обрученного то ли с самой Смертью, то ли воплощенной Любовью, что является ему во сне. Второй такой образ, прилепившийся к Куравлеву навсегда и выросший из дружелюбной карикатуры в мифологему, архетип, случился десятилетие спустя — непутевый слесарь-сантехник Борщов из «Афони» (1975) Георгия Данелия. Собственно, этих двух ролей хватило бы, чтобы войти в историю кинематографа ХХ века. А были и десятки других. Куравлев определенно не относился к числу тех, чей талант бы недооценивали.

Кинопанорама. Василий Шукшин о Леониде Куравлеве (1966)
Советское телевидение. ГОСТЕЛЕРАДИОФОНД

Куравлев умел быть очень смешным, но на откровенный гротеск и бурлеск отваживался не так уж часто. Тем не менее, среди высших его достижений — Жорж Милославский из «Иван Васильевич меняет профессию» (1973) Леонида Гайдая; если бы не Куравлев, вряд ли весь СССР выучил бы наизусть незабываемую «Песню о счастье» из этой комедии. Гайдай Куравлева полюбил и работал с ним неоднократно; в 1992-м тот довольно неожиданно сыграл роль президента Горбачева в последней картине режиссера «На Дерибасовской хорошая погода…». Милославский был, конечно, пообтесавшимся и обнаглевшим Шурой Балагановым из «Золотого теленка» (1968) Михаила Швейцера — еще одного неординарного режиссера, высоко ценившего талант Куравлева и снимавшего его много раз.

Леонид Куравлев в к/ф «Иван Васильевич меняет профессию»

Впрочем, трудно назвать тех, кто не заметил бы Куравлева — тем более, что артист с удовольствием соглашался и на роли второго плана, и на эпизоды, неизменно яркие — в том числе, именно благодаря его участию. Его снимали Георгий Натансон («Старшая сестра», 1966) и Александр Митта («Гори, гори, моя звезда», 1969), Глеб Панфилов (потрясающая роль в «Начале», 1970) и Карен Шахназаров («Мы из джаза», 1983). Без него определенно не могли обойтись самые важные советские телесериалы — «Семнадцать мгновений весны» (1973) Татьяны Лиозновой, «Место встречи изменить нельзя» (1979) Станислава Говорухина, «ТАСС уполномочен заявить» (1984) Владимира Фокина, «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» Игоря Масленникова (он сыграл в серии «Двадцатый век начинается» в 1986-м).

По сути, Куравлев в большинстве своих ролей был персонажем почти фольклорным — то ли современной модификацией Ивана-дурака, что отлично чувствовали Шукшин и Данелия, то ли вольтеровским Кандидом или Простодушным. В глазах зрителей он умел стать не столько колоритным комическим типажом, сколько «человеком вообще», принимающим экзистенциальный вызов — недаром же Куравлев это и Хома Брут из «Вия» (1967) Константина Ершова и Георгия Кропачева, и даже Робинзон Крузо из экранизации того же Говорухина в 1972-м. Это же его качество почувствовал и великолепно передал в «Левше» (1986) и «Оно» (1989) мастер кинолубка и сказа Сергей Овчаров, хоть Куравлев играл и не главные роли. А ведь из него получился бы идеальный Левша.

В отличие от очень многих коллег по цеху, Куравлев после падения СССР уходить из профессии не собирался. Ролей масштаба, сопоставимого с достижениями 1960-70-х, больше не случилось, и все равно он участвовал во многих знаковых фильмах новой эпохи — «Ширли-мырли» (1995) Владимира Меньшова, «Сибирский цирюльник» (1999) Никиты Михалкова, «Бригада» (2002) Алексея Сидорова, «Турецкий гамбит» (2005) Джаника Файзиева, «Улицы разбитых фонарей»… Одним из последних появлений на большом экране стала «Книга мастеров» (2009), в котором голливудские технологии соединились с традициями русской сказки. Несомненно, на протяжении полувека своей невероятной карьеры большой русский артист Леонид Куравлев оставался персонажем во многих отношениях сказочным.

Антон Долин